.
.


АБС - помощник водителя в экстренных случаях



АБС - это антиблокировочная система, которая при экстренном торможении не дает колесам заблокироваться.

В случае чрезвычайно сильного нажатия на педаль автоэлектроника сверяет на колесах сигналы датчиков скорости вращения, вылавливает момент резкой блокировки колеса, открывает электромагнитный клапан и сбрасывает лишнее давление из тормозной магистрали в гидроаккумулятор.

Тормозные колодки разжимаются, вращение колес приходит в норму, клапан заново соединяет магистраль с давлением, создаваемым правой ногой автомобилиста при помощи вакуумного усилителя. Цикл повторяется заново, раз за разом, пока давление не придет в норму. В салоне автомобиля активация АБС заметна в разной степени, все зависит от конструкции системы, обычно это звук при функционировании исполнительного блока и импульс на педали тормоза.

По факту АБС имитирует действия водителя с опытом, который использует прерывистое торможение, пытаясь избежать блокирования колес на скользком участке дороги, но АБС воспроизводит это с нереальной для человека частотой и очень аккуратно до 15 раз каждую секунду. Таким образом, АБС должны наряду с обеспечением минимального тормозного пути для автомобиля, сделать руль послушным, поскольку колеса скользят и принимают боковую силу, насколько позволяет сцепление шин с дорогой.


Опасения



Казалось бы, ясно, что антиблокировочные системы имеют признание во всем современном автомобильном мире и, как правило, стали привычным базовым оборудованием на автомобилях разного класса, но не стихают голоса несогласных с этим.

Одни утверждают, что остановятся раньше, и никакая электроника не идет в сравнение с водителем и его хорошим опытом.

Другие не согласны, что АБС, вклиниваясь в такой важный процесс, полностью исключает человеческий фактор. Как ни воздействуй на педаль акселератора, она с неприятным импульсом будет возвращаться на место. Автомобиль осуществляет торможение самостоятельно, и оказать влияние на замедление не представляется возможным, также трудно просчитать путь торможения и определить, где встанет автомобиль, приходится замереть в ожидании, что невыносимо для водителя, который привык контролировать ситуацию.

Отключить неотключаемое



Вообще официально считается, что отключить систему АБС нельзя, но мы решились на хитрость и эксперимент, отыскали под крышкой капота штекер, который подводится к исполнительному блоку АБС, и изъяли его из гнезда, при этом заставили замигать контрольную желтую лампочку системы и лампочку красного цвета, которая отвечает за тормозную систему. Так мы вывели из строя систему АБС, которая обычно не отключается.

Эксперимент осуществлялся, таким образом. Мы подобрали несколько упражнений, а именно, замедление по прямой, на однородной и нет поверхности, при повороте и при преодолении препятствия. Автомобиль, марки Passat , снабдили видео регистратором, который четко показывает скорость и путь торможения. Автомобилем управляли наши эксперты-добровольцы, хотя некоторые упражнения могли испытать и обычные водители самой различной квалификации от начинающего до опытного водителя. У каждого была возможность протестировать автомобиль и присмотреться к каждому упражнению.

Каждый маневр происходил в два захода, сначала обкатывали более десятка заездов при активной антиблокировочной системе, а после ее отсоединяли, и автомобиль вновь уходил на выполнение очередного упражнения.


Как правильно тормозить с учетом АБС?



С системой блокировки все достаточно просто: педаль в пол - и получишь замедление по максимуму, а как осуществлять торможение без АБС?

Первоначально мы предприняли попытку осуществить торможение «по теории» на грани блокировки колес, но ничего не вышло, мы никак не могли рассчитать силу торможения, по причине высокой чувствительности педали Фольксвагена и это в размеренной обстановке, что говорить об экстренной ситуации, когда надвигается опасность!

Далее мы попробовали достаточно известный способ - прерывистое замедление. А для сопоставления испытывали все тот же способ торможения - педаль в пол, с блокировкой колес. В чем же различия? По прямой основное отличие в курсовой устойчивости, особенно четко это почувствовалось на неоднородной поверхности, под одним колесом был влажный асфальт, а под другим, занесенная снегом обочина.

При работающей АБС, автомобиль сначала уводит в сторону поверхности с наиболее лучшим сцеплением, но электроника срабатывает четко и Passat сразу же выравнивает свое движение и далее двигается по прямой линии, практически без помощи действий рулем. В процессе прерывистого замедления без антиблокировочной системы водителю пришлось немного помогать рулем, да и тормозной путь был значительнее. Зато полным блокированием колес торможение было также эффективно, как и с АБС, но в процессе его резко уводило влево на чрезвычайно опасный угол до 40!

В итоге победа АБС очевидна.


Сюрпризы покрытия



Каждое покрытие имеет свои особенности, и от этого зависит, как будет вести себя автомобиль. Например, ледяная поверхность может быть зеркально гладкой или неровной, как алмазный круг. Снежная поверхность также бывает рыхлой, плотной, твердой, раскатанной.

После испытания автомобиля на льду дать четкий ответ, при каком условии путь торможения будет короче, с АБС или без нее, мы так и не смогли!

Автомобиль на ледяной поверхности



Вариантов очень много, например, в накатанной ледяной колее, раскрошенной шипами, путь торможения в обоих вариантах, с АБС и без нее с заблокированными колесами получился почти равным. Не зря наши спортсмены заявляют, что самое цепкое покрытие не асфальт, а израненный гвоздями ледяной трек.

Удивительно, но на снегу транспортное средство с АБС тормозит позже, потому что шипы на снегу имеют более низкий коэффициент сцепления и взаимодействуют с поверхностью не так эффективно при порывистом торможении. Пока колеса заблокированы, перед ними возникает валик из снега, который помогает более интенсивно замедляться. Работа АБС не блокирует колеса, поэтому снежного валика не образуется, что не дает дополнительного замедления.


Торможение в повороте (на льду)



Давайте представим вполне возможную ситуацию, когда на опасном повороте, перед вашим автомобилем, внезапно выскакивает поперек дороги грузовик, или похожую, когда из соседнего проезда вам наперерез выскакивает автомобиль и перегораживает вам движение. Пребывая в панике, водитель инстинктивно экстренно нажмет на педаль тормоза и блокирует колеса, начисто забыв о том, что без АБС от аварии его спасет исключительно прерывистое замедление. Для своевременной реакции, в подобной ситуации, от участника дорожного движения необходимо огромный опыт, спокойный ум и отменная реакция.

Нашему профессиональному инструктору пришлось применить все свое мастерство и умение, чтобы повторить и даже немного улучшить результат маневров автомобиля с наличием АБС. Для этого ему пришлось предпринять более десятка тренировочных заездов, а в реальной жизненной ситуации шанс будет только один, поэтому электроника в данных ситуациях работает четко, надежно и во благо

При маневрах на повороте, у водителя была простейшая цель, нажать на тормоз, вывернуть рулевое колесо и автомобиль, четко следуя заданному направлению, активно останавливается. Это может повторить любой водитель, главное помнить, что при торможении с АБС автомобилем необходимо управлять и взаимодействовать.

При эксперименте с препятствием сложилась следующая ситуация. Во время исполнения испытания, когда скорость стремилась к максимальной, после препятствия, происходил вынос задней оси, это было в обоих вариантах, как с АБС, так и без нее. Но при эксплуатации АБС, успешно получалось снизить скорость, чтобы вынос был не таким крутым и значительным и путь торможения в этом варианте был на пятнадцать метров меньше, это Значительный результат!

Хотя, чтобы не слететь с дороги, при корректировке выноса необходимо было бросать педаль тормоза, даже при функционирующей системе АБС. С чем это связано? Действительно, антиблокировочная система дает шанс менять направление при аварийном замедлении, а не проскальзывать в прямом направлении с блокированными колесами, но при борьбе с дорожными выносами АБС все-таки снижает возможность рулевого управления. В итоге, и тем владельцам автотранспорта, чьи машины оснащены антиблокировочной системой, необходимо понимать, что иногда, в сложной ситуации, есть смысл отказаться от электроники, вовремя отпустив педаль тормоза.