.
.

Советы по вождению и эксплуатации автомобиля зимой



Большинство автомобилистов за прошедшие зимы в Белоруссии сумели позабыть о необходимости придерживаться особых методов безопасности при вождении на зимних дорогах, а также об обязанности учитывать различные дополнительные факторы, эксплуатируя авто. Ситуация первых морозов это наглядно отразила – водители оказались не готовы ни сами, ни их машины.

Ночная температура с морозом в минус 30 градусов лишила возможности движения около половины автомобилей столицы. Утром по пустынным улицам города видны были только единичные движущиеся машины, при этом часто виднелись пары из того, кто сумел завестись и сейчас буксировал, и тех, кто не смог завести двигатель. Данные статистики, как обычно, не отражают количество реализованных стартерных батарей, проводов для «прикуривания», моментальный рост стоимости на головки блока цилиндров или пуско-зарядных устройств. Но предупреждение ведь все слышали…

Самый полезный совет, который можно дать для обеспечения безопасности движения в условиях сложной зимней обстановки – вовсе не эксплуатировать автомобиль!

Для тех, кто чувствует, что сможет справиться или, возможно, застал стихию в дороге, мы подготовили рекомендации, которые смогут вам помочь. Прежде чем приступить, обращаем ваше внимание, что вождение на очищенных от снега дорогах, также посыпанных или обработанных любым реагентом, мы к передвижению в сложной зимней обстановке не относим.

1. Совершение маневров:

Для любого маневрирования необходимо оставить достаточно места, а также отказаться от совершения любых резких движений. Дороги зимой со снежным, ледяным покрытием или при слякоти значительно снижают сцепные свойства колес, что приводит к росту тормозного пути и уменьшению времени вашего реагирования для предотвращения нежелательных ситуаций. Соблюдайте расстояние до идущего спереди авто вдвое или трое больше, нежели чем при обычном движении.

2. Концентрирование внимания:

Зимнее движение на дорогах требует от вас большего внимания, в отличие от другого времени года. Включенное радио является одним из отвлекающих факторов, таким же, как и использование мобильного телефона. Гарнитуру к мобильнику «свободные руки» лучше тоже не использовать, потому что в критической ситуации на дороге от вас потребуется максимальное внимание и сосредоточенность. Всегда нужно быть начеку! Скользкая дорога зимой сулит вам многими непредсказуемыми ситуациями, в отличие от лета. Невозможные летом происшествия, вполне реальны и обычны для зимы. Замерзание стекол, сильные снегопады и краткость светового дня усложняют движение всем автолюбителям.

3. Соблюдение благоразумия:

В условиях сложных ситуаций делайте выбор в пользу движения по известным и привычным дорогам, не начинайте изучать новые маршруты. Отдавайте приоритет движению по чистым от снега дорогам, только в этом случае оправданны изменения обычного маршрута. Не торопитесь, пересекая перекрёстки, в особенности, нерегулируемые. Реально оценивайте ситуацию на дороге, даже если приоритет за вами, не будет лишним оценить, что остальные участники, также контролируют обстановку и внимательны к движению. А самое главное, не переоценивайте свои навыки и ресурсы своего автомобиля. Даже первоклассные водители с многолетним опытом езды по зимним трассам могут легко улететь в кювет, от этого никто не застрахован.

4. Очищение от снега автомобиля перед началом движения:

Большинство автолюбителей ленятся или не успевают очистить от снега весь автомобиль, поэтому начинают движение, очистив узкую полосу на поверхности лобового стекла, предполагая, что все остальное растает само по себе при движении и нагревании температуры салона. Но это весьма зря. Вполне вероятно может произойти, что эта поездка будет последней для вашего авто. Поэтому не пренебрегайте этим, всегда тщательно очищайте от снега, льда и измороси вашу машину. Соблюдение этого правила, позволит вам увеличить ресурсы двигателя, так как, очищая снег, вы позволяете двигателю хорошо согреться. А для тех, кто мерзнуть совсем не желает, советуем применять специальные аэрозоли для быстрого оттаивания стекол.

5. Поддержание осветительных приборов в чистом состоянии:

Многие водители даже не подозревают о том, как быстро грязнятся фары при езде зимой. А в условиях снегопада ваш автомобиль становится сложнее заметить, даже включённые габариты не помогут. Соответственно, ваши стоп-сигналы и мигание поворотников при совершении маневров будут незаметны соседним участникам движения.

6. Знаки ограничения и предупреждения:

Ограничения на дорожных знаках предусмотрены под обычную ситуацию, а на обледенелой дороге или при ограниченной видимости не нужно совершать движение при скорости 90 км/час, хоть это и разрешает дорожный знак. Также стоит внимательнее относиться к предупреждающим табличкам, типа «Гололедица», расположенным ниже знаков запрета или ограничения движения.

7. Поведение автомобиля на скользкой дороге:

Машинам с легкой массой труднее тронуться при слякоти или при рыхлом снеге, а для тяжелых авто значительно увеличивается путь торможения на обледенелой дороге. Автомобилям с задним приводом свойственно совершать, так называемый эффект «рыбьего хвоста», что подразумевает занос задней части в обе стороны при неверном давлении на педали сцепления и газа, или же начале движения при слякоти и на льду. У авто, оборудованного системой контроля уровня сцепления с дорогой, данный эффект почти незаметен.

8. Действия с педалями:

Работу с педалями нужно совершать без резких движений. При резком нажатии или бросании педалей газа, тормозов или сцепления можно создать занос с потерей управления автомобиля, где неважно заднеприводный он, переднеприводный или же с приводом на две оси.

9. Начало движения, остановка, подъем и спуск:

Чтобы избежать пробуксовки, рекомендуется нажимать на педаль газа и тормозов очень спокойно. А если это не помогает и вы продолжаете буксовать, то пробуйте начать трогаться, включая вторую передачу. При скользкой дороге эффективнее тормозить одновременно двигателем и нажатием педали, это позволит получить плавное снижение скорости. Частое срабатывание антиблокировочной системы, выражающееся в колебаниях тормозной педали, нужно воспринимать спокойно. Подъем на скользкой дороге следует совершать на более высокой ступени КПП, а при спускании – на низкой, в сравнении с обычным передвижением.

10. Занос задней оси:

Если возник занос задней части авто, то руль сориентируйте в том же направлении, что и движение задней оси. На авто с передним приводом плавно увеличивайте скорость, а на авто с задним приводом плавно уменьшайте давление на педаль газа. Управлять рулем следует плавно, но быстро, а при внезапном совершении маневра готовьтесь к заносу в противоположном направлении.

11. Автомобили с задним приводом:

Дополнительный груз в багажном отделении вашего авто позволит повысить уровень сцепления задних колес с поверхностью дороги. Как вариант, дополнительным грузом может быть мешок с песком, который имеет достаточно приличный вес, а самим песком вы можете воспользоваться, чтобы посыпать лед при попадании в ледяную яму.

12. Пассивная безопасность:

Не пренебрегайте использовать ремни безопасности, так как аварии и вылеты на обочину происходят чаще именно в зимний период. Регулирование положения подголовников снизит вероятность получения травм в шейном отделе позвоночника, так как большая часть столкновений зимой – это удары в заднюю часть авто по причине несоблюдения безопасной дистанции.

13. Плен снега и льда:

При буксовании не производите неверных действий, это вызовет лишь усугубление положения. Если вы позволите проскальзывать колесам, то завязните значительно больше. Очистите снежную колею несколькими поворотами колес вправо и влево. Тихонько давите на педаль газа, это позволит вам плавно тронуться. При наличии лопаты можете очистить от снега путь и убрать его под машиной. Также можно возле ведущих колес насыпать песок или постелить коврики, которые потом не забывайте вернуть в салон авто. Способ «раскачивания» весьма эффективен, если у вас механическая коробка передач. Он предполагает попеременное включение первой и задней скорости. Это даст хорошее раскачивание и машина вынырнет из ловушки.